Гиперактивная или невоспитанная?

Гиперактивная девочкаУ моих знакомых подрастает девятилетняя дочь. Девочка очень умная, по сообразительности и логическому мышлению опережает сверстников и даже дает фору некоторым детям постарше. А вот поведение Виктории вызывает у окружающих недовольство и заставляет задуматься: а ее родители вообще воспитывают? Например, Вика измазала нарядные свитера одноклассников за то, что те отказались с ней бегать по школьному двору. Однажды во время игры в прятки засунула в морозильную камеру щенка. А недавно, изучив свойства клея ПВА, решила испробовать его «в деле»: намазала стул и усадила на него беспомощную 90-летнюю прабабушку. Старушка плакала от обиды, а родители девочки умилялись: мол, какая у нас шустрая дочка! Что же на самом деле движет Викой? Неуемная энергия или избалованность и вседозволенность?

Боюсь показаться резкой, но девочкой Викой, по-моему, движет как раз избалованность и все­дозволенность. Честно говоря, я не понимаю родителей, которые не прививают детям элементарных навыков по­ведения в обществе. То, что девочка «приклеила» бабушку к стулу, не может вызывать умиление или смех. Это не­нормально!

Похоже, Вика вообще не понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Попробуйте пошутить с ней в ее духе и посмотрите, какой будет ре­акция! Если ей не понравится быть приклеенной, значит, ею движет вседозволенность. И это вина не ребенка – слепая любовь родителей сыграла с девочкой злую шутку. Пока она не подросла, то и выходки у нее «маленькие». А что будет, когда вырастет? А когда окружающие начнут «давать сдачи»?

Признаюсь, я и сама иногда борюсь со слепой материнской любовью. Как любит шутить моя подруга: «Опять включилась кнопка ЯжеМать». Хочу посоветовать вашей знакомой, Мария, чтобы она выключала хоть иногда эту свою кнопку и чаще думала о будущем ребенка. Ведь, получив первый неудачный опыт социального общения, девочка придет к ней и спросит: «Мама, а почему ты мне не объяснила, что так делать нельзя»? И что мать ей ответит? «Ой, доченька! Ну, ты же была такая умная!» Согласитесь, это не оправдание.

Мария, вопрос, который вы задали, волнует многих родителей. Однозначного ответа на него нет. Обычно психологу требуется несколько встреч, чтобы понять, что же движет малышом, что заставляет его совершать такие поступки, которые взрослым кажутся жестокими и неадекватными.

Если родители «умиляются действиям Виктории», можно предположить, что именно такая их реакция и провоцирует девочку. Похоже, что Вика действительно интеллектуально развитый и любознательный ребенок. И, без сомнения, родители внесли немалый вклад в ее развитие. Но, к сожалению, очень часто папы и мамы слишком много внимания уделяют детскому мышлению, игнорируя эмоциональную сторону жизни своего чада. Такой «перекос» иногда и приводит к поступкам, похожим на пове­дение Вики. Особенно часто эта картина наблюдается в семьях, где по разным причинам ребенок становится «кумиром семьи», когда все взрослые любуются им одним, балуют, умиляются шалостям… Кроме того, зачастую такому ребенку не дают ничего делать самостоятельно, все решают за него, тем самым задерживая его эмоциональное взросление. В такой ситуации у мальчика или девочки мало шансов, что любящие родители поймут их истинные потребности. Ребенок, в свою очередь, привык к определенной реакции на свои поступки, и, чтобы «не разочаровывать» маму с папой, делает все, чтобы выглядеть «шустрым».

Для нормального развития эмоциональной стороны ребенка нужна, прежде всего, здоровая атмосфера в семье. Кроме того, ему необходимо предоставить возможности для развития способностей, найти такие занятия, которые удовлетворяли бы его стремление к познанию окружающего мира и давали «пищу» для развития живого мышления.





Последующая статья
Предыдущая статья