Сказка – ложь, да в ней намек

сказки для детейПочему дети любят сказки?.. Потому что здорово вместе с мамой бояться Бабку-Ежку, сладко засыпать под мамин голос, знать, где спрятана смерть Кощея… От прочтения сказок можно получить не только удовольствие, но и полезный урок

Чему учат сказки

Окружающий нас мир – живой

В сказке все что угодно может заговорить с нами: и растения, и животные, и предметы быта. Для малыша очень важно впитать идею бережного и осмысленного отношения к тому, что его окружает.

Способности принимать другого человека таким, какой он есть

Ожившие предметы способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь – этому учат сказки.

Добро в сказках побеждает

Ребенок, читая эти сказки, становится добродушным, открытым, оптимистичным.

Все ли сказки хороши?

С точки зрения психологии, практически в каждой сказке заложена программа действий, модель для выстраивания различных жизненных ситуаций. Главное – разглядеть ее самому и помочь в этом детям. А потому сказки с ребенком нужно обсуждать.
Недавно моя трехлетняя дочь поразила меня вот таким интересным выводом после очередного прочтения «Колобка». На мой вопрос: «Тебе жалко колобка, ведь его съела лиса?», она ответила: «Так ему и надо, он же не послушался бабушку и дедушку и ушел из дома».

Конечно, все сказки невозможно разобрать, остановимся хотя бы на самых известных.
Вспомните сказку про Мальчика-с-Пальчика, он все же находит выход даже из безвыходной ситуации. А в сказке про Емелю: вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель -лежит на печи и думает. Значит, в почете не только ручной труд, но и умственный. Да и к тому же с помощью волшебных слов «по щучьему велению, по моему хотению» он не стал «хватать звезды с неба», а делал самое необходимое: в лес за дровами, воды принести. То есть полученные возможности надо использовать разумно.

Любопытная программа содержится в сказке “Дюймовочка». Бедняжку норовят выдать замуж, но она ищет своего принца, и находит. И в жизни это важно: необходимо искать человека, с которым легко будет в пути.

Сказки про Ивана-Царевича или Ивана-дурака психологи называют «мужскими», в них показан процесс превращения мальчика в мужчину. Он живет в отчем доме, но вскоре покидает этот дом и отправляется в далекий путь. Но не просто, а с определенной целью. Чтобы добиться ее, приходится преодолевать многие трудности. И вот наступает момент выбора: где жить, с кем. Помните, камень на развилке дорог? Благодаря упорству и смелости герой добивается того, что искал, – находит перо Жар-птицы и в результате побеждает Кощея… Главное, ставить разумные цели – и тогда обязательно победишь.

Ну а кто же из нас в детстве не любил сказку о Золушке?! История скромной трудолюбивой девушки, которую тиранили злая мачеха и ее дочери. Но чудесная фея превратила ее в королеву бала, и благодаря этому ей достались прекрасный принц и счастливая жизнь. В нашей жизни такие золушки тоже есть. Вот только чаще всего у них все складывается далеко не так удачно, как на страницах книги.

И здесь важно объяснить ребенку, что дело не в принце, ведь принцы – персоны штучные, на всех не хватит, главное, самой оставаться доброй, любящей, отзывчивой, трудолюбивой. И тогда в жизни у тебя все сложится хорошо.
Слушая сказки, ребенок учится думать, критически осмысливать происходящие события.

Родителям на заметку

Повторение – мать учения

«Помню, как моя дочурка в течение нескольких дней докучала меня просьбой почитать «Курочку Рябу», и стоило мне хоть немного изменить сюжет, поднимался бунт: не то! И так происходило с любой понравившейся книгой, которую приходилось перечитывать по тридцать-сорок раз». Психологи считают такое поведение важной потребностью ребенка убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема. Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Выполните желание крохи – читайте любимую сказку столько, сколько просит, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом.

Не так страшен черт, как его малюют.

«Мама, почитай мне еще про Бабу-Ягу и Кощея!» Почему же дети так обожают страшные сказки? Оказывается, у любого че­ловека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, – словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребенка – это опыт детской самотерапии. Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Если ребенку нравятся такие сказки, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает, настаивать не стоит. И обязательно выбирайте такую сказку, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец, а герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.





Последующая статья