Утрясем расписание

детское расписание
Разговор мамочек, которые ждут детей с занятия в фойе детской школы искусств:
– Нам ещё надо успеть на подготовку к школе, сегодня урок чтения по кубикам Зайцева…
– Ох, у нас ещё насыщеннее день: сейчас на английский помчимся, а вечером на дом придёт логопед!

То ли жалуются родительницы, то ли хвастают. У детей никто о желании «мчаться» и «успевать» не спрашивает, им же всего четыре-пять лет, что они понимают? А напрасно, любой дошколёнок на вопрос: «Чем бы ему хотелось заняться прямо сейчас», ответил бы абсолютно верно с точки зрения науки психологии: играть! Фонтанировать идеями и тут же их воплощать! Кооперироваться со сверстниками, примерять на себя роли и сюжеты, подчас далёкие от реальности, да и просто бегать по тому самому фойе, потому что «Димка меня сейчас догонит и закроет в замке, а я не хочу там сидеть и принца ждать, я же не принцесса, а богатырка!» Если пятилетка не будет иметь возможности отдаться игре вволю хотя бы на сорок минут пару раз в день, то главный смысл его маленькой жизни будет утрачен. Но у мам нет времени на эти глупости, у них жёсткий график, надо спешить, «надо развивать ребёнка». Между тем мозг человека до семи лет ещё не готов к рутинной интеллектуальной деятельности, долгому сидению за партой, ежедневному выполнению домашних заданий и прочим «левополушарным» занятиям. Разумеется, научить малыша считать, писать и читать можно, тому всё больше вокруг примеров, но для ребёнка важнее в этом возрасте постоянно проигрывать в игре ситуациям, почерпнутым из сказок, мультфильмов и обычной бытовой жизни, то есть развивать, так называемый, «социальный интеллект», адаптироваться для взаимодействия с другими людьми в обществе. Недоиграл, не наобщался с другими детьми, не выплеснул энергию, получите, мама, в конце дня истерику или, напротив (в зависимости от типа темперамента), заторможенное дитя, неспособное вспомнить, что ему рас­сказывали на том английском…

Горшочек вари!

Если кроха облопается, заболит пузико, случится несварение, это понятно всем. А произойдёт перебор потребляемой информации, что будет? Детская психика начнёт защищаться от перегрузки, лишние знания будут просто выбрасываться за борт, ребёнок вроде как сидит, смотрит прямо и слушает, на самом деле витает в облаках и не слышит и половины того, что в него пытаются напичкать взрослые! Стратегия поверхностного восприятия информации в данном случае выбрана малышом вполне оправданно, но вот беда – он к ней привыкает, и в школе продолжает слушать учителя вполуха, а следовательно, не в состоянии-усвоить и по­ловины материала.

Не хочу учиться!

Почему у большинства современных первоклашек согласно наблюдениям психологов и учителей начальных классов отсутствует мотивация к обучению? Да потому что – сколько ж можно?! Учился, учился человек чуть ли не с пелёнок, занимался в детском саду, посещал разнообразные развивающие центры, развивал в себе различные способности и снова за парту?! Родители, желавшие своему чаду, собственно, исключительно добра, подвергли его таким системным перегрузкам, что запустили автоматическую систему предохранения от новых знаний под названием «Не хочу учиться!» Устал человек, переучился, желает на отдых отбыть, а не над новыми учебниками корпеть. А тому, кто честно не сделает подобного заявления, может быть ещё хуже: среди учащихся первых классов нередки невротические симптомы и психосоматические заболевания. Первоклашки готовы болеть, лишь не ходить в школу!

Составляя расписание для своего дошколёнка, вспомните эту статью. Сидеть за партой вашему ребёнку ещё долгие годы, а вот время беззаботных игр уже не вернёшь…





Последующая статья
Предыдущая статья