Принудительная мотивация ребенка

Принудительная мотивация ребенка к чтениюСреднестатистический школьник прочитывает одну книгу в месяц. Еще 20 лет назад этот показатель был в четыре раза выше. Ученые считают, что всему виной бурное развитие технологий. Телевизор стал заменять книги, а Интернет – живое общение. Пока ученые думают над тем, как вернуть детям желание читать, ответственные родители пытаются передать отпрыскам свой опыт чтения.

ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ Папа шестилетнего Сережи принял решение: его сын будет начитанным человеком. Сам он вырос в неполной семье и гордится тем, что самостоятельно получил образование. В семье было правило – каждый вечер читать ребенку. В год и семь месяцев Сережа уже знал все буквы. В два года и четыре месяца читал по слогам: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года уже мог сам читать новые слова. На очереди были «Мифы Древней Греции» и толстый том сказок Гофмана, но в этот момент ребенок, который поражал всех своими способностями, начал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком – принудительным, все усложняющимся и все менее понятным чтением.

Наш комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно осваивать книги самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или не­умение делать то, что ожидают родители. Этот неспецифический мотив приводит к обратному эффекту – отказу от не­посильного или постылого занятия при первой же возможности. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения. Если взрослый внушает малышу: «в твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру.





Последующая статья