Учимся определять время

Учимся определять времяВремя – величина абстрактная. Её нельзя пощупать или попробовать на вкус. Как же объяснить ребёнку, что это такое, и тем более научить его определять это самое загадочное время?

Стремительные секунды, быстрые минутки и медленные часы… Почему говорят, что они иногда бегут, а иногда тянутся? Вдаваться в подробности не будем, крохе пока будет сложно понять это. Но познакомить малыша с тем, что такое время, уже пора. Ваша жизнь станет гораздо легче, вы сами это ощутите, когда малыш освоит часы. Он сможет сам напомнить, что пора собираться в детский садик или идти к бабушке.
Конечно, самостоятельно определять время он пока ещё не сможет. Да это и не беда. Пока можно освоить некоторые полезные навыки, которые в будущем помогут малышу освоить часы.

Что было и что будет

Что такое прошлое, настоящее и будущее? Объяснить это малышу поможет обыкновенный календарь.
Каждый день подходите к календарю и показывайте малышу:
Вот этот день был вчера. Давай вспомним, что мы с тобой делали.
Следующий квадратик – это сегодня. Чем мы занимались, куда ходили? Что делаем сейчас?
А вот этот квадратик – завтра. Давай подумаем, что мы будем делать?
Старайтесь, чтобы больше гово­рил малыш, и следите за тем, чтобы о событиях он рассказывал в правильном порядке.
Например, чаще задавайте малышу следующие вопросы:
– какое время суток наступает после утра? А после ночи?
– когда мы обедаем -утром, днём или вечером?
– завтракаем?
– «тихий час» в детском саду до обеда или после обеда?
– мы ложимся спать утром или вечером?

Цель этого упражнения – научиться понимать значение слов «сначала» и «потом», «раньше» и «позже».

Кто быстрее?

Теперь можно переходить к более сложному заданию.
Встаньте рядом с малышом, пусть сначала он сделает шаг вперёд, потом вы. Обратите его внимание, что ваш шаг больше (можно даже проверить, сколько в вашем шаге содержится шагов малыша).

Теперь на листе бумаги нарисуйте смешных человечков – совсем маленьких «секундочек», чуть побольше «минуток» и одного большого солидного часа. Все они как спортсмены, стоят на круглом поле (на котором есть двенадцать больших делений), готовятся к соревнованиям. Раздаётся сигнал (пусть командует малыш), и вот спортсмены начинают свой бег.

Маленьким секундочкам потребуется бежать изо всех сил, ведь чтобы добраться до цели (первого деления) им нужно сделать 300 шагов. Минутки так не торопятся, они побольше, значит, шагов им нужно делать меньше, так что до следующего деления им нужно совершить уже не 300, а всего 5 шагов. И так они бегут: секундочки, минутки, а большой час всё стоит на месте и не двигается.

И вот, когда секундочки и минутки пробежали весь большой круг, час сделал всего один шаг и сразу же пришёл к финишу.
А теперь возьмите часы и пока­жите малышу, что ваше игровое поле очень похоже на циферблат часов. И по нему тоже бегут секундочки, минутки и часы. Увидеть их нельзя, но можно послушать, как они бегут и тикают.
Малыш не должен запоминать цифры. Цель этого упражнения -показать ребёнку, что существует несколько единиц измерения времени, и все они разные.

Тренируйтесь

Составьте вместе с ребёнком распорядок его дня. Рядом с событием (завтрак, прогулка, сон) нарисуйте циферблат, на котором правильно выставлены стрелки. Малыш будет сравнивать рисунок с реальными часами и постепенно запоминать время. В течение дня придумывайте разные задания:
– Через пять минут будет готова каша. Большая стрелочка переместится вот сюда. Предупреди меня.
– Ровно в десять часов, когда стрелочка будет стоять вот так, мы пойдём гулять. Напомни мне.
И не торопите события. Помните, всему своё время.





Последующая статья
Предыдущая статья